Tolstoy Summer Camp. Вспомнить главное

Ванюшин Боря

В прошлую пятницу кемп покинули 12 человек, команды которых не прошли на следующий этап после промежуточной презентации проектов. Спустя неделю один из бывших участников  –  Борис Ванюшин из команды GoTogether  – написал пост для калининградского IT-сообщества ForkConf о том, что ему дал кемп и какие открытия он для себя сделал.

Сегодня второй пост про Tolstoy Summer Camp. Предыдущий был 3 недели назад, за это время прошел второй этап отбора проектов, по результатам которого мы со своим проектом поехали домой.

На самом деле оказывается, что писать отчет о событии, которое выхватило месяц из твоей жизни не так уж и просто. Текста получается либо очень много, либо он куцый и слишком сухой.

Давайте я просто попробую рассказать, чему я научился за это время. Если какое-то из имен вам окажется незнакомым, то погуглите, я максимально сокращал текст :) .

Брать интервью

У нас была специальная лекция по тому, как брать интервью. Если честно, я слушал ее вполуха – за время работы в СисТехе мне доводилось собирать требования у пользователей, выяснять их потребности и задачи. По содержанию лекция действительно не дала ничего нового. Новое дал поход в поля – мы вышли на улицу и стали говорить с незнакомыми людьми. Оказалось, что одно дело, когда о встрече ты договариваешься заранее, и совершенно другое подходить к людям на улице и пытаться фокусировать их на потребностях за считанные минуты. Теперь могу подсказать, как этому можно научиться: идти и делать! :) И не забывайте – у вас всего 25 минут, чтобы узнать все, что вам нужно. Перезвонить для уточнений непонятных моментов возможности не будет.

Android или iOS

Я сам думал над вопросом под какую ось писать свое мобильное приложение первым. Обычно приводят аргументы, что в iOS больше денег, а в Android больше пользователей, поэтому выпускать надо и там и там… Но вопрос ведь с чего начать, а не что продавать. Марвин Лиао посоветовал простой и очень наглядный критерий.

Задача стартапа, как можно раньше выпустить продукт, а для этого нужно проверить как можно больше гипотез за меньшее время. Аудитория нового продукта выглядит обычно так (Это из книги «Фиолетовая корова» Сета Година, но этот график я видел много где).

market

Через ту часть, которая называется Innovators обычно происходит вход на рынок: баги, ошибки и скудность функционала взамен на понимание того, что они впереди планеты всей. Однако, чем раньше вы исправите все баги, уберете лишние фичи, добавите необходимые, тем раньше вы сможете продавать свой продукт.

А теперь к вопросу насчет мобильной ОС. Процедура получения одобрения на выкладывание обновления в Play Market занимает от 15 минут до 4 часов. А процедура получения одобрения в AppStore – несколько дней. Поэтому, если вы начнете дистрибьюцию своего приложения через Google, то вы выиграете в оперативности и сможете быстрее получить финальную версию, которую уже выпустите в AppStore. (Это подтвердил Илья Красинский (LinguaLeo) во время своего доклада на Мобильном Вечере.

Из кого получаются лучшие маркетологи

Андрей Себрант сказал, что лучшие маркетологи по образованию физики, причем желательно те, кто занимался физикой вязких жидкостей. Мы спросили у него какие книги он может посоветовать, и он порекомендовал такие: Macolm Gladwell «Blink» и Dan Ariely «Predictable irational». А если у вас есть необходимость оптимизировать Landing Page, то вот вам видео-совет от него.

Выкопать яму вот этой лопатой

Чтобы понять, что кому-то что-то нужно – попроси этого кого-то выполнить конкретное действие. Если вы делаете лопаты, то пусть человек, который действительно думает, что это революционная идея и хочет увидеть партию таких лопат, выкопает яму глубиной полметра при помощи вашей лопаты. Не хочет? Значит не сильно и надо. Как говорится: на словах он Лев Толстой…

А деньги где? А в чем проблема?

Теперь это два моих любимых вопроса начинающим стартаперам. :)

AARRR

Пиратские метрики для стартапа – метрики с чугунными ядрами, никакой ванили,  только:

  • asquisition (привлечение) – количество пользователей пришедших к вам по разным каналам;
  • activation (активация) – количество посетителей выполнивших целевое действие, например, зарегистрировалось;
  • retention (удержание) – количество посетителей, которые регулярно к вам возвращаются;
  • referral (передача) – сколько пользователей вас советует, как часто;
  • revenue (доход) –  а сколько денег то?

Обратите внимание, что эти метрики должны работать вместе и только вместе.

Быть готовым ко всему

На кемпе условия прохождения на следующий этап, требования к презентации и многое другое менялось на ходу, так как подобное событие проводилось впервые. На мой взгляд, именно такой и должна быть школа для стартапов – выживает тот, кто быстрее всех приспосабливается или кто просто гнет свою линию.

Не терять время

Самое ценное, что у нас есть – это время, поэтому не нужно тратить его понапрасну. Как сказал Денис Довгополый: «если две недели подряд ходишь и говоришь, что твой стартап обречен и не взлетит, значит пора выходить – с тобой он точно не взлетит». После того, как нас с проектом  GoTogether не пустили в следующий этап, я решил не тратить время на чужой проект в августе и вернуться домой.

Каким нужно быть

12 июля Организаторы устроили нам встречу с Ильей Сегаловичем, нам всем очень повезло пообщаться с ним. Говорили, что вся школа стартапов во многом была его идеей – спасибо ему и за это.

А теперь главное

Если вы наткнулись на этот пост в 2014м году, в поисках информации для принятия решения ехать на второй Tolstoy Summer Camp или не ехать, то пожелаю вам успехов в отборе – ехать надо обязательно.

Об авторе

Даша работает редактором Tolstoyshow -- помогает участникам кемпа рассказывать о своих проектах миру, описывает все события кемпа на сайте и в соцсетях: facebook, instagram, vkontakte, twitter, фотографирует всех экспертов и лекторов кемпа -- в общем делает Tolstoy Summer Camp открытым, понятным и красивым местом и событием. Пишите Даше, если что не понятно.