Бремя нового / Julie Zhuo

Статья Julie Zhuo переведена в рамках  Tolstoy Summer Camp и MetaBeta.

21808ffd1b05cf8aa7147c7b494e09e3

Julie Zhuo явялется продакт-менеджером в Facebook, занимается разработкой News Feed и мобильными приложениями. Статья о том, как не превратить продукт в кладбище идей.

Есть что-то радостное и волнующее во всем новом. Сделайте поиск по картинкам в Google, и вы поймете, что я имею в виду. Слово «новый» пишется полностью заглавными буквами (будто выкрикивается), часто размещается в яркой звездообразной фигуре и усиливается восклицательными знаками. Нет ничего более захватывающего. «Новое» кричит: «Посмотри на меня, я сияю и маню! Обрати внимание на будущее, полное возможностей, которые я открываю! Возможно, я изменю твою жизнь! Как минимум, вдохну новую жизнь в твой устаревший гардероб/дом/быт/продукт».«Новое» – это необходимое лекарство, своего рода скрытая надежда. Мы думаем, что новое всегда лучше, поэтому считаем дни до следующего грандиозного запуска, зацикливаемся на недавно добавленной функции или обсуждаем последнюю тенденцию. Каждый день я наблюдаю и слышу, как новые идеи летают в офисах, конференц-залах и кафе как теннисные мячики. Вот было бы здорово, если бы мы добавили… Я бы очень хотел, чтобы у нашего продукта появилась эта новая функция… Я действительно думаю, что можно заработать стопицот миллионов, если собрать команду и сделать…Не поймите меня неправильно, я люблю вспышки новых идей. Мне нравится творческая энергия и ударное настроение хороших хакатонов, в ходе которых в реальность воплощаются сотни новых желаний. Мне нравится, что я работаю в сфере технологий, где хорошая идея похожа на детскую игрушку – маленькую капсулу, которую вы кладете в ванну, наблюдая, как из нее вырастает гигантский динозавр-мочалка. Осознание своей важности основывается на успешном формировании и реализации новых преобразовательных идей. Так рождаются и разоряются компании. Это основа всей нашей отрасли. Согласитесь, глупо бы было не попробовать реализовать максимально возможное количество хороших идей в своем продукте.И все же. Начните думать слишком часто, и вы все испортите. Именно так хорошие простые продукты приобретают обратно противоположные качества. Как шар Катамари, который притягивает к себе различные объекты, ваш продукт приобретает все больше и больше функций, и в один прекрасный день пользователь откроет ваше приложение и увидит 4 различных панели инструментов и 50 иконок, захламляющих пользовательский интерфейс. Или захочет взглянуть на список ваших сервисов и вынужден будет прочитать 32 пункта на 7 страницах. Или щелкнет, чтобы открыть меню, и получит 20 различных опций. Ваше приложение станет одним из тех, которые заставляют мою маму звонить мне и спрашивать, как его использовать («Дорогая, что означает ‘release and trust sender’?»).Может быть, именно поэтому iA Writer кажется глотком свежего воздуха по сравнению с тяжеловесным Word и стал «Приложением года для Mac», собирая почти идеальные отзывы и быстро набирая популярность среди моих пишущих друзей. Полное понимание продукта пользователем является его преимуществом – простота использования противопоставляется необходимости разбираться во множестве непонятных функций.

Введение любой новой функции в продукт – это тяжелая нагрузка. Я хочу обратить на это особое внимание. Возможно, новая функция проста в реализации. Возможно, это займет лишь несколько дней и потребуется всего несколько человек. Возможно, все может быть готово к следующей неделе. Возможно, дополнительная когнитивная нагрузка на пользователя невысокая: просто еще одна иконка или дополнительный пункт меню. Но как только новая функция становится доступной, она начинает представлять собой реальное средство, которым пользуются реальные люди.

Возможно, вы продолжите развивать и улучшать ее. Даже если нет (может вы запланировали только запустить ее и двигаться дальше), факт существования этой функции неизбежно создаст вам дополнительную работу. Вы будете получать от пользователей просьбы и сообщения об ошибках. Вы будете тратить время на праздные раздумья о том, как ее улучшить. Она, вероятно, всплывет в контексте следующего редизайна или обновления кода.

Конечно, если функция окажется не такой успешной, как вы надеялись, вы можете задуматься об ее удалении. Однако очень сложно удалить даже крошечную долю того, что нравится вашим пользователям и используется ними. Для того чтобы решиться что-то удалить и далее это осуществить, требуется значительное количество времени и энергии. Это не то, чтобы невозможно, но намного сложнее, чем внедрение. Только посмотрите, как активно выступают против ликвидации Google Reader. Только подумайте, сколько раз на вопрос «Откуда у нас взялась эта странная функция?» мы получаем ответ «Из прежних версий».

Итак, что же делать? Ясно, что правильным будет не отказ от любых нововведений в будущем и не реализация всех полусырых идей. Нововведения нужны! Но, планируя добавление новых функций в продукт, необходимо задуматься о двух следующих важных аспектах.

1. Определение критерия «зеленого света» и его использование для тестирования нововведения среди небольшой аудитории. У вас есть новая идея, которая, как вы считаете, сделает ваших пользователей более счастливыми и продуктивными? Увеличит количество пользователей? Увеличит доход компании? Отлично, реализуйте и протестируйте ее. Запустите небольшую тестовую или бета-версию для очень маленького процента своей аудитории и определите критерий, который укажет на целесообразность/время полного запуска. Это может быть получение действительно положительных отзывов, увеличение роста на X%+, увеличение дохода на Y%+.

Определение этих критериев на максимально ранней стадии (в идеале до запуска) позволит вам быть более объективным в критический момент. Сложно решиться не запускать в полной мере то, над чем вы напряженно работали. Однако тестирование по рациональному критерию – единственный способ убедиться, что ваша идея является именно тем, что вы себе представляли, до того, как вы решитесь на расходы по ее внедрению.

В Facebook это довольно стандартная практика. Мы тестируем много различных интересных идей, которые появляются в результате хакатонов и командных мозговых штурмов, например возможность сохранять посты на будущее, которая могла бы пригодиться тем, кто спешит и видит пост, на который хочет ответить, или статью, которую хочет прочитать позже. Мы собирались запустить эту функцию, только если достаточное количество пользователей воспользуются ей и посчитают полезной. Если такого не будет, то она не должна занимать место как еще одна ссылка действия во всех публикациях. С помощью тестирования мы выяснили, что на самом деле этой функцией пользовалась лишь небольшая группа пользователей, поэтому решили ее не внедрять.

2. Определение критерия завершения проекта. В некоторых случаях может быть непрактичным и даже невозможным протестировать идею на небольшой группе. Тогда нужно спросить себя, при каких обстоятельствах будет разумно удалить функцию или продукт после внедрения. Здесь также проще быть объективным на более ранних сроках.

Никто не хочет думать о неудаче, но если и есть нечто, в чем можно быть уверенными, так это то, что некоторые идеи ждет провал. Здесь речь не о том, что инвестирование в будущее – это трата времени, ведь уроки, которые вы извлекаете из неудач, в будущем часто имеют решающее значение на пути к успеху. При этом оставлять стагнировать неудачные функции намного более опасно, чем сразу же от них избавляться.

Четко произнесите вслух: «Мы запускаем функцию X, так как считаем, что она сделает [здесь вставьте необходимое]. Мы будем инвестировать в ее максимально возможное улучшение N месяцев. Если после этого менее Y% людей будут использовать функцию X ежедневно, мы ее уберем». Это обозначит ваше видение успеха и гарантирует, что функция X не будет просто «пылиться в углу» и отвлекать внимание компании и пользователей.

В Facebook мы применили этот подход к функции виртуальных подарков, запущенной в 2007 году. Через три года бизнес виртуальных подарков не принес ожидаемые нами результаты, и, чтобы лучше сконцентрироваться на других вещах, мы закрыли магазин виртуальных подарков, и команда переключилась на другие проекты. (Два года спустя этот опыт позволил нам снова представить возможность дарить подарки, но теперь реальные вместо виртуальных!)

Нет ничего плохого в энтузиазме, который вы испытываете по поводу нововведений. Мечтайте глобально, максимально глобально, если возможно. Реализуйте и внедряйте хорошие идеи: идеи, которые имеют потенциал, идеи, которые не дают вам спать ночью, потому что вам хочется скорей встать с кровати, чтобы реализовать их.

Не забывайте убирать за собой. Не будьте соседом по комнате, который никогда не выносит за собой мусор. Если новая идея не сработала должным образом, перестаньте нести ее бремя. Самое главное, не позволяйте, чтобы бит за битом и сантиметр за сантиметром ваш продукт стал излишне сложным и превратился в чудовище, которое вы перестанете узнавать и которое пугает таких людей, как моя мама.

Самая худшая гибель – это гибель из-за тысячи мелких проколов.

Об авторе

Даша работает редактором Tolstoyshow -- помогает участникам кемпа рассказывать о своих проектах миру, описывает все события кемпа на сайте и в соцсетях: facebook, instagram, vkontakte, twitter, фотографирует всех экспертов и лекторов кемпа -- в общем делает Tolstoy Summer Camp открытым, понятным и красивым местом и событием. Пишите Даше, если что не понятно.